Основная образовательная программа 2019-2020 учебный год

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

МДОУ «Детский сад № 19»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                    

 

пос. Поддубы

2018 год

Содержание

 

 

 

№ п/п

Наименование раздела

Стр.

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.1.

Пояснительная записка

4

1.1.1.

Цели реализации Программы

4

1.1.2.

Задачи реализации Программы

4

1.1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

6

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1.

Образовательная деятельность в пяти образовательных областях

7

2.2.

Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

7

2.3.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

7

2.4.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

23

2.5.

Способы и направления поддержки детской инициативы

26

2.6.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

27

2.7.

Наиболее существенные характеристики содержания Программы (специфика национальных, социокультурных и иных условий)

28

2.8.

Традиции Учреждения или Группы

29

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы

30

3.2.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

30

3.3.

Распорядок и режим дня

32

3.4.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

33

3.5.

Требования к психолого-педагогическим условиям

34

3.6.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

36

3.7.

Требования к кадровым условиям

39

3.8.

Требования к финансовым условиям

40

3.9.

Требования к результатам освоения Программы

41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цель программы

 

Формирование общей культуры дошкольников, в том числе ценностей здорового образа жизни;  развитие  социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, расширение  прав,  возможностей, способностей ребенка; воспитание чувства   собственного достоинства,  уверенности в себе, самостоятельности,  ответственности, инициативности.

1.1.2. Задачи

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,  формирование ценностного отношения к ЗОЖ, интереса к физической культуре.

2. Воспитание основ гражданственности, патриотических чувств, содействие становлению ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотиваци и формирование способности произвольного регулирования деятельности и поведения.

3.  Содействие развитию познавательных интерсов, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие познавательной инициативы, любознательности и познавательной активности.

4. Комплексное развитие всех сторон речи, развитие способности  к восприятию разговорной речи, развитие речевого творчеста.

5. Формирование  интереса к эстетической стороне окружающей действительности, содействие художественно-эстетическому развитию, удовлетворение потребности в творческом самовыражении в разных видах художественной деятельности.

6. Объединение  обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

 

7. Обеспечение  преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

8. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными   и   индивидуальными   особенностями   и   склонностями,   развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

9. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

10. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.1.3. Принципы и подходы

·        поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание  детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

·        личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

·        уважение личности ребенка;

реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

1.2. Планируемые результаты освоения ООП

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).

        Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка   на   этапе   завершения   уровня   дошкольного   образования.   Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

        Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

        Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

 

 

 

 

2.1. Образовательная деятельность по 5 образовательным областям

 

 

 

 

2.1. Образовательная область

2.2. Значимые характеристики

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации

 

Обязательная часть ОП

(60%)

 

Часть ОП, формируемая участниками образовательного процесса

(40%)

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Формы: занятия, педагогические гостиные, круглые столы, «вечера вопросов и ответов», родительские клубы по интересам, совместные праздники с детьми и родителями, Дни открытых дверей для родителей; детско-взрослые проекты (групповые спектакли), экскурсии.

Способы:  исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность.

Методы: наглядные (наблюдения за действиями взрослых, за хозяйственно-бытовым трудом взрослых; рассматривание сюжетных картинок, предметов), словесные (чтение и разучивание стихов, литературных произведений, потешек;  вопросы, указания, объяснения, беседы), практические (игровые развивающие ситуации,   инсценировки, экспериментирование и игры с разными материалами, дидактические игры, игровые ситуации «Оденем куклу на прогулку», использование развивающих кукол: Мойдодыр, девочка Чистюля, доктор Айболит; создание ситуаций  по закреплению игровых действий «Я варю кашу», «Я кормлю дочку»).

Средства: стихи, литературные произведения с красочными иллюстрациями, пословицы, сюжетные игры и др.

Условия:

·       обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком;

·       уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

·       поддержка  индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

·       установление правил взаимодействия в разных ситуациях для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

·       развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

·       развитие умения детей работать в группе сверстников;

·       взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

 

2.1. Образовательная область

2.2. Значимые характеристики

 

 

 

 

 

 

2.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации

 

Познавательное развитие предполагает  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Формы: экскурсии, целевые прогулки, непосредственная образовательная деятельность, игры-путешествия, развлечения, досуги.

Способы: исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность.

Методы: наглядные (наблюдения, опытническая и поисковая деятельность, показ и рассматривание демонстрационных материалов), словесные (вопросы, указания, объяснение, беседа), практические (опытническая и поисковая деятельность, дидактические игры).

Средства: дидактические игры, картины, стихи, пословицы, книги с иллюстрациями и др.

Условия:

·       обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

·       поддержка  индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

·       принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

·       установление правил взаимодействия в разных ситуациях для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

·       развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

·       развитие умения детей работать в группе сверстников;

  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

2.1. Образовательная область

2.2. Значимые характеристики

 

 

 

2.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации

 

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Формы: экскурсии, целевые прогулки, непосредственная образовательная деятельность, игры-путешествия, литературные викторины, выставки рисунков по литературным произведениям.

Способы: исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность.

Методы: наглядного моделирования: по картинно-графическому плану (пересказ по предметным картинкам), использование пиктограмм (пиктограмма  от латинского – рисовать и греческого – запись – это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего,  в схематическом виде), осмотр, экскурсия, рассматривание предметов; показ картин, фотографий, кинофильмов; описание картин, игрушек; составление сюжетных рассказов и др.

Средства: песенки, потешки, заклички, небылицы, сказки, литературные произведения; стихотворения, пословицы, поговорки, скороговорки, пальчиковые игры.

Условия:

·       обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком;

·       уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

·       поддержка  индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

·       установление правил взаимодействия в разных ситуациях для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

·       развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

·       развитие умения детей работать в группе сверстников;

·       взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

2.1. Образовательная область

2.2. Значимые характеристики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации

 

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового    восприятия    и    понимания    произведений    искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

1.    Костина Э.И. «Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон»

Развитие музыкально-ритмических движений, творчесского самовыражения себя в танцах, играх, плясках, этюдах и упражнениях

2.    И.А.Лыкова «Цветные ладошки: программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет».

 Художественно-творческое  развитие детей, гармонично сочетающее классику и современность, универсальное и индивидуальное, традиции и новаторство; создание условий для свободного экспериментирования художественными материалами и инструментами.

Формы: непосредственная образовательная деятельность, детские спектакли, развлечения, праздники.

Формы:

НОД:

1.    «Котя-котенька, коток», «Сорока-белобока», «Солнечная шуточка», «Мы на луг ходили», «Мы –дружные ребята», «Край родной» и др.

2.    «Дождь, дождь!», «Полосатые полотенца для лесных зверушек», «Цветной домик», «Петя-петушок, золотой гребешок», «Бабочки-красавицы», «Лес, точно терем расписной…»

3.    «Снег, снег кружится, белая вся улица…», «Кто к нам из сказки пришел», «Барыни-Франтихи», «Хохломские ковши-птицы»

Детские спектакли, развлечения, праздники:

1. «А в лесу-лесочке выросли грибочки», «Путешествие в страну Кукляндию», «Робин Гуд-защитник бедных и обездоленных», «В поисках жемчужин», «День рождение крота», «Это праздник со слезами на глазах» и др.

2. «Поможем Кисточке», «Волшебный сундучок», «Весенние мотивы», КВН «Мы-художники» и др.

3. «Разноцветный хоровод», «Путешествие в страну «Детство», «Веселый карандаш», «Приключения красок» и др.

Способы: исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность.

·        способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение детей к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе);

·       способы приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания (если ребенок научится сопереживать — будет достигнут необходимый нравственно-эстетический эффект);

·       способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям (дети, как правило, воспринимают произведение непосредственно и целостно; однако приобретение навыка различать выразительные средства по контрасту или сходству позволит им при последующих встречах с произведением воспринять его полнее и глубже);

способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве.

Способы:

Исследовательская:

1. «Динь-динь-дон», «Радуга звуков», «Путешествие в страну Гармонии» идр.

2. «Репка на грядке», «Падают, падают листья», «Почки и листочки», «Кисть рябинки, гроздь калинки…», «Лес, точно терем расписной…» и др.

3. «Что созрело в огороде?», «Что выросло в саду», «Гроздь винограда», «Натюрморт из овощей и фруктов» и др.

Проектная:

1.   «Мы -  вместе», «Коляда, коляда, отворяй ворота», «Знакомство с русскими народными праздниками» и др.

2. «Пейзажная живопись», «Цветная сказка» и др.

3.«Знакомство с искусством – натюрморт», «Дары осени», «Осенний  натюрмотр», «Кисти и гроздья ягод» и др.

Игровая:

1.    «Идет коза рогатая», «Цыплята», «Поезд», «Шел веселый Дед Мороз», «Плетень», «Ищи», «Сиди, Яша» и др.

2.    «Утром я скакал и днем», «Мы лесами шли густыми»,

3.    «Сложи такой же предмет», «Чудесный мешочек», «Составь натюрморт из овощей и фруктов», «Подбери по форме» и др.

Информационная:

1.    «Каникулы в Африке», «Путешествие по сказкам»,  «Береза – дерево русской души», «Россия – родина моя» и др.

2.    Презентации «Золотая хохлома», «Дымковская роспись», Голубая сказка (гжель) и др.

3.    Презентация «Экскурсия в музей «Русская изба», «Лепим дымковские игрушки», «Вот она какая-русская матрешка» и др.

Виртуальные путешествия по этнографическому музею в деревне Семенково Вологодской области;

Виртуальное путешествие по Русскому музею и др.

Практическая деятельность:

1.    игра на  шумовых музыкальных инструментах – шумелки, пыхтелки, игра на детских музыкальных инструментах, игра на русских музыкальных инструментах и др.

2.    Оформление экспресс-выставок «Снеговики в шапочках и шарфиках», «Кисть рябинки, гроздь калинки», «Картины на песке», «Деревья смотрят в воду», «Зимний пейзаж», альбома детских иллюстраций «Мышка и мишка», «Удивительные кошки», составление фантазийных композиций по сказке «Паук Пафнутий», «Посмотрим в окошко», «Улетает наше лето», «С чего начинается Родина?», «Мы едем, едем, едем…», «Морозные узоры»  и др.

3.    Выставки детских работ «Угостим кукол фруктами», «Путешествие на поезде», «Золотая осень», «Зимушка хрустальная» и др.

Методы: наглядные (показ, рассматривание, наблюдение), словесные (объяснение, указания,  анализ, убеждение, побуждение), практические (обследование, экспериментирование, упражнение в практических действиях, творческие игры, поисковые ситуации).

Методы:

Наглядные:

1.                  показ, рассматривание:

игрушки, иллюстрации к песням, портреты композиторов – П.И. Чайковского, А. Вивальди, Л.В. Бетховен и др.

словесные: (объяснение, указания,  анализ, убеждение, побуждение)

практические: «Птица и птенчики» (высокий и низкий звуки), «Идет медведь, бежит мышка» (медленно-быстро), «Имена» (развитие чувства ритма через прохлопывание), «Игра с нитками» , «Игра с пуговицами» (длинные и короткие звуки), «Угадайка» (полька, вальс, марш), «Узнай и сложи попевку» (движение, длительность мелодии) и др.

2.                  показ, рассматривание: подлинных

изделий декоративно-прикладного искусства – дымка, филимоновские свистульки, хохлома, жостовские подносы, экскурсия в мини-музей «Голубая сказка» (гжель);

словесные: (объяснение, указания,  анализ, убеждение, побуждение)

практические: «Подбери по цвету», «Сложи узор», «Цветная палитра», «Узнай по описанию» и др.

3. наблюдение «Листопад, листопад, листья желтые летят», «Зеленая красавица», «Пейзаж» картина И.Левитана «Золотая осень», Сравнение пейзажных картин И.Левитана и И. Остроухова «Золотая осень» и др.

словесные (объяснение, указания,  анализ, убеждение, побуждение)

практические «Подбери по цвету», «Сложи предмет», «Смешай краски», «Узнай по описанию» и др.

Средства: художественная литература, фольклор, музыкальные произведения, произведения искусства (живописи, графики, скульптуры,  конструирования), сказки, все виды театров, игры.

1.    фольклор, музыкальные произведения по различной тематике, набор иллюстраций по временам года, портреты композиторов, куклы Би-Ба-Бо, куклы марионтки, пальчиковый театр, ростовые куклы, элементы костюмов и атрибуты для игр и др.

2.    художественное слово, фольклор, средства ТСО (магнитофон, телевизор, флеш-карта, DVD-диски) и др.

 

3.                  художественное слово, фольклор, средства ТСО (магнитофон, телевизор, флеш-карта, DVD-диски), подлинные

изделия декоративно-прикладного искусства – дымка, филимоновские свистульки, хохлома, жостовские подносы,  гжель и др.

 

Условия:

  • создание обстановки эмоционального благополучия;
  • создание и обновление предметно-развивающей среды;
  • творческий подход к содержанию образования;
  • вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
  • использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
  • синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с другими видами занятий;
  • ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт жителей Калининградской области);
  • преемственность в работе с учреждениями культуры;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов  совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

 

2.1. Образовательная область

2.2. Значимые характеристики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации

 

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 

Формы: физкультурное занятие, индивидуальная работа, игровые упражнения, подвижные игры, гимнастика после дневного сна, утренняя гимнастика, корригирующие упражнения, физкультурный досуг, физкультурный праздник, День здоровья, физминутки, прогулки.

Способы: игровая, практическая, соревновательная деятельность.

Методы: наглядные (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, слуховые и зрительные ориентиры рассматривание физкультурных пособий,  картин, фотографий, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций о физических упражнений, видах спорта, спортсменах); словесные (объяснения, пояснения, указания; анализ, оценка движений ребенка, команды, распоряжения, вопросы, обсуждение, беседа); практические (повторение упражнений,  проведение упражнений в игровой  и соревновательной форме).

Средства: стихи, песни, пословицы, физкультминутки, атрибуты, картины, схемы – символы, спортивное оборудование и др.

 

    

 

                                                                    Примечание:

              младший возраст

 

                                                 средний возраст

 

                                                 старший возраст

 

          все возраста

 

 

 

 

Формы взаимодействия с семьями воспитанников:

·       Изучение состояния здоровья детей совместно со специалистами детской поликлиники, медицинским персоналом ДОУ и родителями. Ознакомление родителей с результатами.

·       Изучение условий семейного воспитания через анкетирование, посещение детей на дому и определение путей улучшения здоровья каждого ребёнка.

·       Формирование банка данных об особенностях развития и медико-педагогических  условиях жизни ребёнка в семье с целью разработки индивидуальных программ физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на укрепление их здоровья.

·       Создание условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей в ДОУ и семье:

-      зоны физической активности;

-      закаливающие процедуры;

-      оздоровительные мероприятия и т.п.

·       Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа  жизни среди родителей.

·       Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

·       Тренинг для родителей по использованию приёмов и методов оздоровления (дыхательная и артикуляционная  гимнастика, физические упражнения и т.д.) с целью профилактики заболевания детей.

·       Согласование с родителями индивидуальных программ оздоровления, профилактических мероприятий, организованных в ДОУ.

·       Ознакомление родителей с нетрадиционными методами оздоровления детского организма.

·       Использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно-оздоровительной сфере: организация конкурсов, викторин, проектов, развлечений и т.п.

·       Пропаганда и освещение опыта семейного воспитания по физическому развитию детей и расширения представлений родителей о формах семейного досуга.

·       Консультативная, санитарно-просветительская и медико-педагогическая помощь

·       семьям с учётом преобладающих запросов родителей на основе связи ДОУ с медицинскими учреждениями.

·       Организация консультативного пункта для родителей в ДОУ для профилактики и коррекции ранних осложнений в состоянии здоровья ребёнка.

·       Подбор и разработка индивидуальных программ (комплексов упражнений) для укрепления свода стопы, профилактики плоскостопия, осанки, зрения и т.д.с целью регулярного выполнения дома и в ДОУ.

·       Организация «круглых столов» по проблемам оздоровления и физического развития на основе взаимодействия со школой и участием медицинских работников.

·       Организации дискуссий с элементами практикума по вопросам физического развития и воспитания детей.

·       Проведение дней открытых дверей, вечеров вопросов и ответов, совместных развлечений с целью знакомства родителей с формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

     Информационное взаимодействие с родителями:

§  Предоставление в распоряжение родителей программы, ознакомление родителей с критериями оценки здоровья детей с целью обеспечения  смысловой однозначности информации.

§  Персонализация передачи информации о здоровье каждого ребенка, реализуемой разнообразными средствами («Паспорт здоровья ребенка»),

§  Проведение «Дня здоровья» и физкультурных праздников с родителями.

§  Создание специальных стендов.

 

Условия:

§  обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком;

§  уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

§  поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

§  создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

§  недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, двигательной и др.);

§  развитие умения детей работать в группе сверстников;

§  взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

2.4. Особенности ОД

           Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

-  в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

-  для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет):

ü     игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

ü     коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

ü     познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

ü     восприятие художественной литературы и фольклора;

ü     самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

ü     конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

ü     изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

ü     музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Полноценное развитие ребенка осуществляется в определенных социальных условиях жизни ребенка, в процессе общения и деятельности; обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, ориентация на общечеловеческие ценности, введение детей в мир культуры, установление сотруднических отношений с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Важным условием  организации  образовательного процесса является объединение усилий со стороны всех участников образовательных отношений. Особую роль играют субъективные факторы (взаимодействия и взаимоотношения между воспитателями и воспитанниками, психологический климат) и объективные (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др.).

Воздействие на личность воспитанников осуществляется через формирование ее отношений ко всему окружающему. Оно обеспечивается активностью участников взаимодействия. 

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности требует отбора содержания образования, применение средств и методов, обеспечивающих целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. В наибольшей степени эффективному познавательному развитию способствует интеграция содержания образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Интеграция содержания образования означает объединение обобщенных понятий, которые являются общими для разных образовательных областей и создание новой целостной системы понятий.

Использование интеграции детских видов деятельности наравне с интеграцией содержания  делает образовательный процесс интересным и содержательным.

Суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников значительнее эффективнее и наиболее целесообразно по сравнению с изолированным влиянием  отдельных компонентов.

Интеграция пронизывает все структурные составляющие образовательного процесса:

·       реализация целей и задач воспитания и развития личности на основе формирования целостных представлений об окружающем мире;

·       установление межвидовой и внутривидовой интеграции - связей между содержанием разделов образовательной области и связей внутри этих разделов;

·       построение системы применяемых методов и приемов в организации образовательной работы;

·       обеспечение взаимосвязи и взаимопроникновения видов детской деятельности и форм их организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной деятельности детей.

Интеграция образовательных областей обеспечивает достижение необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного освоения им содержания начального общего образования.

Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка.

Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка выступает как один из признаков современной модели образовательного процесса и выражается:

§  в педагогически целесообразном применении воспитывающих и обучающих воздействий педагога на детей;

§  в организации педагогом игровых, познавательных и проблемных ситуаций, ситуаций общения, обеспечивающих взаимодействие детей между собой;

§  в создании атмосферы эмоционального позитива, одобрения и подчеркивания положительных проявлений детей по отношению к сверстнику и взаимодействию с ним;

§  в организации комфортного предметно - игрового пространства, обеспечивающего удовлетворение игровых, познавательных, коммуникативных, эстетических, двигательных потребностей, инициацию наблюдения и детского экспериментирования.

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы

      В программе  учитываются образовательные потребности, интересы и мотивы детей, проявления детской инициативы  во всех видах деятельности,  через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, а также специфика национальных и социокультурных условий. Детская инициатива поддерживается доброжелательными взаимоотношениями педагога с детьми, в том числе, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В раннем возрасте (от 1 до 3 лет) организация:

·       предметной деятельности с составными и динамическими игрушками;

·       игровой деятельности (сюжетные, дидактические, подвижные игры);

·       познавательно-исследовательской деятельность (экспериментирование с материалами и веществами - песок, вода, тесто);

·       коммуникативной деятельности (общение со взрослыми и  сверстниками);

·       трудовой деятельности (самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями  (ложка, савок, лопатка);

двигательной деятельности (ОРУ, ОВД, подвижные и спортивные игры).

    В дошкольном  возрасте (от 3 до 8 лет)- организация:

·       предметной деятельности с составными и динамическими игрушками;

·       игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры);

·       познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

·       коммуникативной деятельности (общение со взрослыми и  сверстниками);

·       трудовой деятельности (самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении, на улице);

·       двигательной деятельности (ОРУ, ОВД, подвижные и спортивные игры).

 

2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

         В целях эффективной реализации программы необходимо  тесное взаимодействие  с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

    Предлагаемые формы вовлечения родителей в образовательную деятельность:

§  стенды: «Информационный стенд для родителей», «Советы воспитателя», «Советы музыкального руководителя»; памятки: «Живые опасности», «Памятка для родителей о мерах безопасности во время нахождения детей на водоемах», «Безопасность в вашем доме»; буклеты: «Мудрые советы и наставления», «Правила пожарной безопасности детям»; папки-передвижки: «Дорожные знаки», «Берегись кишечных инфекций», «Золотая осень»  и другие;

§  беседы: «Ребенок и родитель», «Развивающие игры летом», «Авторитет родителей»; консультации: «Игра в жизни ребенка», «Организация физического воспитания детей в семье», «Закаливание ребенка», «Советы родителям по безопасному поведению на улице»; групповые родительские собрания, общие родительские собрания по вопросам безопасности и предупреждению дорожно-транспортного травматизма, при возникновении чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности; семинары-практикумы: «Интеллектуально-досуговые игры - как средство подготовки детей к школьному обучению», «Игра в жизни ребенка».

§  открытые просмотры педагогического процесса;

§  оформление выставок детских работ;

§  совместные праздники с детьми и родителями: «Праздник воинов отважных»,  «День Матери»; Дни открытых дверей для родителей;

§  совместные проекты детей и родителей «День Матери», «Моя любимая игрушка», «Если хочешь быть здоров», и другие;

§  участие родителей в театрализованных представлениях, турпоходах;

§  оформление  выставок совместных работ детей и родителей «Моя любимая игрушка» «Осенние фантазии», «Морозные узоры», «Рождественский ангел», «Скоро, скоро Новый год», «Мы любим сказки» и другие;

§  колонка заведующего на сайте ДОУ, публичный отчёт заведующего, работа с предложениями и инициативой родителей.

 

2.7. Наиболее существенные характеристики содержания (специфика национальных, социокультурных и иных условий)

Программа учитывает специфику национальных, социокультурных и иных условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные  (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

Обучение осуществляется на русском языке.

     Население пос. Поддубы около 505 человек (2018 г.). Расположен в 105  км от  Калининграда. Население многонациональное: самыми многочисленными являются русские.  

2.8. Традиции ДОУ

В каждом учреждении с годами складываются свои традиции, так или иначе связанные с жизнедеятельностью детей, а также традиции коллектива работников ДОУ. В программе, реализуемой ДОУ, есть такие традиции:

·       чествование именинников (взрослых и детей);

·       ежегодный День открытых дверей;

·       День знаний «В стране Мульти-пульти»;

·       День защиты детей «Путешествие в страну «Детство»

·       Тематические встречи в клубе «Почитай-ка» совместно с Лермонтовской библиотекой;

·       совместный спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», «Всемирный День здоровья», «Правила дорожные детям знать положено» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1. Материально-техническое обеспечение ООП

Год приобретения, замены

Состояние мебели

Состояние мягкого инвентаря

Состояние спортивного инвентаря

Состояние технических средств обучения

Состояние дидактических материалов

Состояние методических материалов

Состояние игрушек

Состояние спортивной площадки

столы

стулья

корпусная мебель

 

40%

50%

30%

40%

60%

40%

70%

30%

60%

70%

2015

 

 

 

 

П

 

О

П

П

О

2016

О

О

О

О

О

 

П

О

О

З

2017

П

З

 

З

 

П

 

 

П

 

2018

 

 

П

 

З

О

О

О

О

О

 

Условные обозначения:

% - износ                      П - приобретение

З -  замена                     О - обновление

 

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

 

 

Обязательная часть

 

Программа «Детство» В.И. Логиновой

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть, формируемая участниками образовательного процесса:

Парциальные:

Лыкова  И.А.

«Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет, М., Сфера, 2006.

Костина Э.П. «Камертон», М.,

 Линка-Пресс, 2008.

 

 

Программы для организации основной деятельности

1.«План – программа педагогического процесса в детском саду». Под  ред. З.А.Михайловой, Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2007 год.

2.Авторская программа Н.Ф.Сорокина «Театр-творчество-дети» М, АРКТИ, 2001

3.Авторская  программа  по  развитию творческих  способностей  дошкольников   в театрализованной  деятельности  «Веселый  балаганчик».

4.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебно-методическое пособие

по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – «Детство-Пресс»,

2004.

  5.Авторская  программа  «Послушные  пальчики»  по  подготовке  руки  к  письму.

  6.Авторская  программа  «АБВГДейка»  по  подготовке  детей  к   школе.

 

 

Учебные пособия, технологии

 

1.Кудрявцев       В.Т., Егоров Б.Б. Ослабленный ребенок:      развитие     и оздоровление. - М., 2003.

2. Анисимова М.С. «Двигательная деятельность детей младшего и среднего возраста» – СПб: «Детство – Пресс», 2012.

3.Нищева Н.В. О здоровье дошкольников  – СПб: «Детство – Пресс», 2011.

4.  Гусева Т.А.

Картотека сюжетных картинок. Выпуск 14. Подвижные игры младший и средний дошкольный возраст.

– СПб: «Детство – Пресс», 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Чеплашкина И.Н.

Математика - это интересно.

Пособие для занятий с детьми

 2,5-3 лет., 3-4 лет,4-5 лет, 5-6лет,

6-7 лет 2 изд.    – СПб: «Детство –Пресс», 2009.

2. Агранович З.Е.

Времена года. Наглядно-

Дидактическое  пособие. – СПб:

 «Детство – Пресс», 2011.

3. Маслова Л.Л. Я и мир – СПб:

«Детство – Пресс», 2011.

4. Астафьева Е.О.

Играем, читаем, пишем. Рабочая

 тетрадь №1. (комплект)  – СПб:

«Детство – Пресс», 2012.

5. Нищева Н.В.

Картотека предметных картинок.

 Выпуск 1-22 – СПб: «Детство –

 Пресс», 2010-2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Распорядок и режим дня

Примерный режим дня на сентябрь-май при 10-часовом пребывании детей
в дошкольном образовательном учреждении

Возраст

детей

Режимные

Моменты

Младшая разновозрастная группа

Старшая разновозрастная группа

Время проведения

Прием детей, игры, самостоятельная деятельность, общение

Утренняя гимнастика

07:30-08:20

07:30-08:20

Подготовка к завтраку, завтрак

08:20-08:40

08:20-08:40

Утренний сбор

08:40-09:00

08:40-09:00

Работа в центрах активности по выбору детей

09:00-10:10

09:00-11:15

Подготовка к прогулке, прогулка (“открытая площадка”) Возвращение с прогулки

10:10-11:20

11:15-12:20

Подготовка к обеду, обед

11:20-11:30

12:20-13:05

Гигиенические процедуры, дневной сон

12:00-15:00

13:25-15:00

Постепенный подъем, закаливаю-щие процедуры

15:00-15:30

15:00-15:30

Подготовка к полднику, полдник

15:30-15:50

15:30-15:50

Игры, деятельность в центрах, студиях, самостоятельная деятельность, вечерний сбор

 

15:50-16:10

 

15:50-16:20

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой

16:10-17:30

16:20-17:30

        Примечание: В режиме дня указана общая продолжительность работы в ДОО по выбору детей, включая перерывы между видами деятельности. Педагог дозирует образовательную нагрузку на детей в зависимости от наличной ситуации в группе (интересов, актуального состояния детей, их настроения и т.п.).

 

 

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Создавать условия  для позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками через организацию праздников и развлечений, посвящённых календарным событиям, традициям страны, региона, учреждения в соответствии с возрастом в разнообразных видах деятельности: - праздники, посвящённые встрече Нового года, Рождества, Масленицы, Пасхи, 23 февраля, 8 марта, Праздник весны (1 мая), День Победы (9 мая), выпускной, День зашиты детей, До свидания, лето!, День знаний. Описание вариативных форм, способов, методов  проведения традиционных мероприятий (на все виды традиционных мероприятий необходимо оформление Положений):

§  развлечение (проводится 2 раза в месяц согласно календарно-тематическому планированию группы)

§  досуг (организуется воспитателями совместно со специалистами  в соответствии с заданной темой. Время проведения досуга – в соответствии с возрастом детей;

§  праздник (проводится 1-2 раза в год, подготовка ведётся одновременно  педагогами и специалистами. К проведению праздника могут привлекаться в рамках сетевого взаимодействия специалисты других организация, приглашённые лица и прочее)

§  игра-путешествие, игра–драматизация (выбор данной формы остаётся за воспитателем или специалистом, при подготовке требуется предварительная работа)

§  игры-развлечения интеллектуально-познавательного содержания (КВН, «Турнир ораторов», «Юные натуралисты», «Планеты Солнечной системы», «Что, где, когда?» и прочее)

§  экскурсия (предварительно согласуется с администрацией ДОУ, требуется согласие родителей, согласование с организациями, куда совершается экскурсия, договорённость с транспортными организациями, предварительная подготовка самого педагога)

§  целевая прогулка (тщательно продумывается маршрут, учитывая возрастные особенности детей, заранее выбирается тема, которая согласуется с методической службой ДОУ и календарно-тематическим планом работы)

§  тематический день (планируется заранее в плане ДОУ, привлекаются все службы ДОУ)

§  проектная деятельность (должен быть составлен план, проектная деятельность вносится в годовой и в помесячный план работы ДОУ)

§  разыгрывание проблемной ситуации (заранее оговаривается проблема, ведётся предварительная работа)

                  и другие.

3.5. Требования к психолого-педагогическим условиям

 

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1)    уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2)    использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3)    построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4)    поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5)    поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6)    возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7)    защита детей от всех форм физического и психического насилия5;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

 

        Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

 

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

·       непосредственное общение с каждым ребенком;

·       уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

 

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

·       создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

·       создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

·       недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

 

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

·       создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

·       развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

·       развитие умения детей работать в группе сверстников;

 

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

·       создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

·       организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

·       поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

·       оценку индивидуального развития детей;

 

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

 

3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

 

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

 

 

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

·       возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

·       реализацию различных образовательных программ;

·       в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия:

·       учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

·       учёт возрастных особенностей детей.

     Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной,          трансформируемой,      полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

       1)  Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

     Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

·       игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

·       двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

·       эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

·       возможность самовыражения детей.

      Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

      2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

      3) Полифункциональность материалов предполагает:

·       возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

·       наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

      4) Вариативность среды предполагает:

·       наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

·       периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

      5) Доступность среды предполагает:

·       доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

·       свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

·       исправность и сохранность материалов и оборудования.

      6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

         Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды:

§  для  реализации задач образовательных программ, реализуемых Организацией, учёта национально-культурных, климатических условий, в  которых осуществляется образовательная деятельность,  и  полноценного развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенности и коррекции недостатков их развития в Организации  имеется (столько-то групп, наличие спален, кабинетов, залов, бассейнов, мини-музеев, лабораторий, зимних садов и прочее).

§  описание территории (наличие прогулочных площадок и оборудования на них, спортивных площадок, огородов, цветников, экологических троп, метеостанций. экологических уголков, и прочее)

§  описание территории, прилегающей к организации (наличие рядом объектов, позволяющих более полно реализовать Программу (в шаговой доступности): озеро, ручей, лесопарк, перекрёсток, магазины, школы, ЦДО, театры, парки, зоопарки и прочее.

§  выносное оборудование для организации физической и игровой активности, опытно-экспериментальной и познавательно-исследовательской деятельности в природе.

§  наличие мест для уединения и возможности общения детей разного возраста и взрослых, а также  для организации инклюзивного образования (релаксационные уголки, «сиреневый лес», уголки с набором подушек, думочек, любимых игрушек детей). 

      Создание безопасных условий для возможности  вариативности, трансформирования и полифункциональности среды (выносное спортивное оборудование, надувные бассейны, батуты, горки, качели, ширмы, мебель - трансформер и прочее).

 

3.7. Требования к кадровым

условиям

Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации:

КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ,

ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ КАДРОВЫЙ СОСТАВ ДОУ

категория

по категориям

образование

   по образованию

кол-во

%

кол-во

%

высшая категория

0

0

высшее

1

25%

I категория

1

25%

среднее профессиональное

3

75%

соответствие

занимаемой

должности 

0

0%

 

 

 

 

 

АДМИНИСТРАТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ

должность

всего работ-ников

образование

высшее

среднее-специальное

педагогическое

 

Не педагогическое

педагогическое

 

Не педагогическое

руководящие работники

1

 

1

1

 

завхоз

1

 

 

 

1

педагогические работники

4

1

 

3

 

из них:

воспитатели

3

1

 

2

 

музыкальный руководитель

1

 

 

1

 

 

3.8. Требования к финансовым условиям

 

 

Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом.

Финансовые расходы ДОО по реализации образовательной Программы:

- расходы  на оплату труда работников -  _______тыс. руб.,

соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, в том числе специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

- расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием – ____ тыс.руб., руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;

- иные расходы  отсутствуют, связанные с реализацией и обеспечением реализации Программы.

 

 

3.9. Требования к результатам освоения Программы

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

        Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

         -  в младенческом и раннем возрасте:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки,

стремится       двигаться       под       музыку;   эмоционально   откликается

на различные произведения культуры и искусства;

у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

        -  на этапе завершения дошкольного образования:

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Содержание

нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.